Московское объединение организаций ветеранов локальных войн и военных конфликтов

Сто лет назад родился знаменосец Победы Михаил Егоров

Егоров и Кантария — в истории Великой Победы их имена навеки и нераздельно вместе. Но все же в день 100-летия одного из них расскажем подробнее о первом из героев, поднявших Красное зная над Рейхстагом в мае 1945 года.

«Пустил под откос пять эшелонов врага…»

Михаил Алексеевич Егоров родился ровно век назад, 5 мая 1923 года. Его детство прошло среди лесов и полей, посередине между Смоленском и Витебском, в небольшой деревеньке Ермошенки. Обычная жизнь крестьянского паренька той эпохи — учеба в начальной школе, подростком подрабатывал пастухом, затем трудился вагонетчиком на торфопредприятии. Сейчас не все и поймут, что это такое — юноша водил по узкоколейной железной дороге коня, запряженного в вагонетку с торфом, главным топливом в тех краях той эпохи.

А эпоха оказалась страшной. Егоров принадлежит к поколению, которому 18 лет исполнилось в 1941 году, и выжили из них — дошли до Победы — немногие. По статистике войны, домой не вернулись порядка 60%, родившихся в 1923 году и попавших на фронт.

Михаилу Егорову судьба досталась еще более страшная — с началом войны он даже на фронт попасть не успел, его родные края враг захватил уже на третью неделю войны. Будущий знаменосец Победы оказался в оккупации на землях Смоленщины, но не остался в стороне от борьбы. С мая 1942 года Михаил сражался в партизанских отрядах. Сначала был разведчиком, потом уже сам командовал взводом разведки Смоленского полка особого назначения — так именовался отряд партизан, действовавших на границе Смоленщины с Белоруссией и подчинявшихся не только Центральному штабу партизанского движения, но и непосредственно Главному разведывательному управлению Генштаба.

С 1943 года лесной полк Егорова был направлен от Смоленска под Полоцк, западнее и дальше в глубь вражеского тыла. О жесточайшей партизанской войне в лесах Белоруссии написано немало. И Егоров уже тогда стал героем в самом прямом смысле слова. «Участвовал в сорока пяти боевых операциях. Вместе с товарищами пустил под откос пять эшелонов врага…» — кратко, но емко гласят штабные документы о партизане Егорове.

Свое имя Михаил Алексеевич обессмертит в мае 1945 года. Но всего за год до Победы он едва не погиб, когда в мае 1944 года партизаны вырывались из вражеского окружения западнее Витебска. Накануне последнего лета Великой Отечественной войны Михаил был ранен при прорыве партизан к линии фронта — это было его пятое ранение. Тогда же он был награждён орденами Красной Звезды и Славы III степени, а также медалью «Партизану Отечественной войны I степени».

В результате этих ранений Егорова признали негодным к строевой службе в регулярной армии. Он вернулся в родную деревню на Смоленщину, был избран председателем местного колхоза. Молодой парень, ему шел всего 22-й год, уже мог бы не рисковать жизнью — заслуженный и израненный партизанский разведчик имел все права, юридические и моральные, остаться в тылу, подальше от смерти.

Однако в декабре 1944 года Михаил Егоров добился призыва в действующую армию. Фактически на фронт он пошел добровольцем. Опытный партизан стал полковым разведчиком в 150-й стрелковой дивизии. Советские войска тогда уже наступали к границам Германии, сражаясь на землях Словакии, Венгрии и Польши, но еще никто ни в каких штабах не мог предположить, что именно дивизии Егорова придется в мае 1945 года штурмовать Рейхстаг, сердце зверя.

«Соблазн изготовить знамя из бархата…»

Еще в 1930-е годы, задолго до войны, Рейхстаг стал для советских людей символом гитлеровского режима. Построенное некогда для германского парламента огромное здание печально прославилось сразу после прихода нацистов к власти — провокационный поджог Рейхстага был использован Гитлером как повод для установления нацистской диктатуры.

В конце апреля 1945 года в Берлине начались бои за взятие рейхстага. Командованием 3-й Ударной армии было утверждено 9 знамён, по одному для каждой дивизии, для водружения над рейхстагом. Знамя №5 досталось разведчикам 756-го стрелкового полка Михаилу Егорову и Мелитону Кантарии.

В ночь на 30 апреля 1945 года при огневой поддержке других бойцов Егорову и Кантарии удалось забраться на стеклянный купол рейхстага и водрузить там знамя, которое и стало легендарным Знаменем Победы. Именно оно символизирует Победу Советского Союза над нацистской Германией. Ныне Знамя Победы хранится в московском военном музее на Поклонной горе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 года Михаилу Алексеевичу Егорову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Этим же указом были награждены и другие воины, отличившиеся при штурме рейхстага.

После демобилизации в марте 1947 года Михаил Егоров вернулся в родные края. Работал председателем колхоза, трудился в разных организациях. В 1950 году он вступил в ряды Коммунистической партии. С 1956 года работал на Руднянском молочно-консервном заводе станочником. Жители города Рудня неоднократно избирали его депутатом в городской Совет.

Михаил Алексеевич Егоров погиб 20 июня 1975 года в автомобильной катастрофе. Его похоронили у крепостной стены в Смоленске, в сквере Памяти Героев у Вечного огня, который он сам зажёг в 1968 году. Рядом с могилой установлен бюст Егорова.

В Рудне в доме, где жил Михаил Алексеевич, 5 мая 1990 года открылся его мемориальный музей, которым заведует младшая дочь героя Ирина Дорожкина, она же и проводит экскурсии для посетителей.

Простой, неприхотливый интерьер дома-музея рассказывает о судьбе знаменосца Победы, о его фронтовых буднях и друзьях-товарищах, а также о знаменитых гостях, посещавших когда-либо музей. В разные годы здесь побывали ветераны полка «Нормандия — Неман» Ролан де ля Пуап и Пьер Пуйяд, родственники Мелитона Кантарии, бывший командир 150-й Идрицкой дивизии генерал-лейтенант Василий Шатилов и многие другие.

В музее сохранилась мебель семьи Егоровых и гармонь «Тула», на которой Михаил Алексеевич замечательно играл. Среди уникальных экспонатов — земля с могил Михаила Егорова и Мелитона Кантарии, запечатанная в капсулы, мемуары солдат и огромное количество фотоматериалов. Также в экспозиции дома-музея отражена и послевоенная трудовая деятельность М.А. Егорова. В апреле 1945 года во время штурма Берлина высокий купол Рейхстага стал для наших воинов в хаосе уличных боев главным ориентиром. Сама же идея символического водружения советского знамени над Берлином была впервые официально озвучена Сталиным последней осенью Великой Отечественной войны. В октябре 1944 года, отмечая очередную годовщину Социалистической революции, вождь СССР отметил: «Наша земля свободна от гитлеровской нечисти, и теперь перед Красной армией остается ее последняя, заключительная миссия — довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».

Комиссии объединения

— Салихов Анатолий Николаевич
— Храмцов Вячеслав Иванович
— Савидов Андрей Николаевич
— Попов Дмитрий Игоревич
— Шаманов Юрий Владимирович

— Слесарев Владимир Александрович
— Доценко Владимир Александрович
— Третьяков Владимир Петрович

— Мазур Владимир Михайлович
— Савелов Александр Игоревич
— Музенко Александр Петрович

— Матиевич Александр Аркадьевич
— Исаков Гусейн Магомедович

— Брагин Николай Александрович
— Опалев Сергей Николаевич
— Бусыгин Андрей Васильевич